Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Как получить электронную подпись

Как устроена ЭП

Файл электронной подписи генерирует специальная программа — средство криптографической защиты информации (СКЗИ). Когда вы подпишете документ электронной подписью, эта программа просканирует документ. В итоге она создаст уникальное сочетание данных документа — хэш-сумму. Она шифруется с помощью закрытого ключа — особой последовательности символов, которая формирует файл подписи. Ключ выдают владельцу подписи.

Сертификат закрытого ключа хранится у владельца на любом удобном носителе: на компьютере, внешнем диске или токене — специальной защищенной флешке, которую можно носить с собой. Еще подпись может быть на диске, смарт-карте, симке, в облачном хранилище и т. д.

Просмотреть подпись можно с помощью сертификата открытого ключа — электронного документа, в котором есть следующая информация:

  1. Кто владеет подписью.
  2. Какие у него полномочия.
  3. Какая организация выдала подпись и какие у нее полномочия.

Программа СКЗИ проверяет хэш-сумму и сравнивает ее с содержанием документа. Если все совпало, документ не меняли и подпись цела. Несовпадения означают, что документ изменили после того, как подписали. Тогда подпись автоматически считается недействительной и документ теряет юридическую силу.

Документы для получения ЭЦП

Начать свою статью я решил именно с описания последовательности шагов, которые вам необходимо выполнить, чтобы получить ЭЦП.

  1. Выбрать какая электронная подпись (ЭП) вам нужна.
  2. Выбрать Удостоверяющий центр (УЦ).
  3. Заполнить и отправить заявку в УЦ.
  4. Получить счет на оплату и оплатить его.
  5. Предоставить в УЦ все необходимые документы (сканы).
  6. Приехать в УЦ с оригиналами документов для получения ЭП.

Давайте теперь с вами подробно разберем каждый шаг.

— заявление на выдачу ЭП;

— паспорт гражданина РФ (копии страницы с фотографией и страницы с пропиской);

— свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН);

— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС).

Если документы подает или получает электронную подпись не сам владелец ЭП, а его уполномоченный представитель, то необходимо предоставить заверенную нотариусом доверенность на этого представителя.

Если же владелец ЭП передает все функции по ее получению своему уполномоченному представителю, то в список необходимой документации также входит удостоверение личности (паспорт гражданина РФ) этого уполномоченного представителя.

— свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН);

— выписка из ЕГРЮЛ, сроком не более полугода с момента её получения (оригинал или нотариально заверенная копия);

Примечание:Требования к сроку давности выписки у разных УЦ могут отличаться.

— паспорт гражданина РФ будущего владельца ЭП (копии страницы с фотографией и страницы с пропиской);

Еще по теме  Кем рассматриваются индивидуальные споры между работником и работодателем

Как получить электронную подпись

— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС) владельца ЭП;

Если ЭП изготавливается на имя руководителя организации, то необходимо также предоставить документ о назначении руководителя с его подписью и печатью организации;

Если же владельцем ЭП будет являться не первое лицо, а сотрудник организации (её уполномоченный представитель), то необходимо предоставить в составе документов доверенность о передаче такому сотруднику полномочий с подписью руководителя и печатью организации;

Если документы подает или получает электронную подпись не сам владелец ЭП, а уполномоченный представитель юридического лица, то необходимо предоставить доверенность на передачу ему функций с подписью руководителя и печатью организации, а также удостоверение личности (паспорт гражданина РФ) такого представителя.

— свидетельство о государственной регистрации ИП;

— выписка из ЕГРИП, сроком не более полугода с момента её получения (оригинал или нотариально заверенная копия);

Примечание: Требования к сроку давности выписки у разных УЦ могут отличаться.

Как получить электронную подпись

— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);

Получить электронную подпись вы можете в любом удобном вам пункте выдачи УЦ, предоставив оригиналы всех необходимых документов. Оригиналы понадобятся лишь для сверки информации и затем будут вам возвращены.

Вот мы с вами и рассмотрели весь порядок получения ЭЦП, как видите, ничего сложного в этом нет.

Как начать работать с квалифицированной электронной подписью

Чтобы начать работать с электронной подписью, необходимо подготовить свое рабочее место и приобрести сертификат подписи. Сертификат выдают быстро — в течение часа.

Еще для работы с квалифицированной подписью надо будет установить программу для криптозащиты информации (СКЗИ). Самые распространенные средства криптозащиты в России — это «Криптопро CSP», Signal-com CSP, «Лисси CSP», Vipnet CSP. Все они примерно одинаковые.

Какое конкретно СКЗИ потребуется и какие настройки будут нужны, вам скажут в удостоверяющем центре или МФЦ.

Как приобрести подпись юридическому лицу и ИП

Юридические лица получают квалифицированные сертификаты подписи в удостоверяющем центре или МФЦ.

Электронная подпись

Физическим лицам проще всего получить подпись в ближайшем МФЦ: рядом может не быть удостоверяющих центров, а МФЦ найдется всегда. Для этого надо записаться на прием и подготовить следующие документы:

  1. Заявление на изготовление квалифицированного сертификата — шаблон дадут в МФЦ.
  2. Паспорт.
  3. СНИЛС.
  4. Свидетельство о присвоении ИНН.

В Москве электронная подпись для граждан стоит 900—950 рублей. Вместе с носителем цена составит 1500—1600 Р. Отдельно носитель будет стоить от 1500 рублей. Эта цена отличается в зависимости от тарифа удостоверяющего центра и того, насколько защищенную подпись вы хотите использовать.

Еще по теме  Кто может выдавать независимую гарантию

Преимущества электронного документооборота с ЭЦП

Ваше СКЗИ добавляет в контекстное меню вашей операционной системы — Виндоус или Мак-ос — свой специальный раздел. Таким образом, можно подписать любой документ просто нажатием правой кнопки мыши. На сайте каждого СКЗИ можно найти подробную инструкцию, как подписывать документ.

Например, так работает процесс подписания с помощью программы «Крипто-АРМ»:

  1. Кликните правой кнопкой мыши по документу.
  2. Найдите пункт меню «Крипто-АРМ» и нажмите «Подписать».
  3. После этого запускается мастер создания электронной подписи, который подробно объяснит все дальнейшие шаги.
  4. В итоге рядом с документом появится новый файл документ.doc.sig — это и есть файл электронной подписи.
Запуск мастера создания электронной подписи с помощью «Крипто-АРМ» в Виндоус
Запуск мастера создания электронной подписи с помощью «Крипто-АРМ» в Виндоус

В результате документ становится недоступным для изменения, а рядом с ним в папке появится файл подписи в формате документ.doc.sig.

Если у вас установлена СКЗИ и есть подпись, то подписать документ можно прямо в ворде
Если у вас установлена СКЗИ и есть подпись, то подписать документ можно прямо в ворде

В «Гугл-докс» плагины для электронной подписи можно найти во вкладке «Дополнения».

Чтобы подписать документ в «Гугл-докс» с помощью плагина eSignGSA, найдите плагин в разделе «Дополнения» и установите его. Затем нажмите Start
Чтобы подписать документ в «Гугл-докс» с помощью плагина eSignGSA, найдите плагин в разделе «Дополнения» и установите его. Затем нажмите Start

При подаче заявления на изготовление сертификата ключа ЭП в удостоверяющий центр заявитель должен предоставить необходимый пакет документов.

Использование электронного документооборота упрощает и ускоряет процесс обмена документами, экономит время и средства, а также позволяет хранить больший объем информации с меньшими трудозатратами. Для заверения документации необходимо использовать электронную подпись.

Под электронной цифровой подписью понимается уникальный набор символов, содержащих информацию о владельце сертификата. Использование ЭЦП в современном документообороте имеет ряд преимуществ. Основное из них — надежность. ЭЦП практически невозможно подделать, а любые попытки изменить документ после подписания отражаются при расшифровке.

Это позволяет при наличии нескольких копий проверять подлинность подписи и ее соответствие документу. Средства проверки не зависят от источника, проверяют подлинность подписи автоматически.

Польза ЭЦП для юридического лица в том, что заверенная документация передается адресату в течение нескольких секунд, а все участники документооборота имеют равные возможности для работы вне зависимости от их местоположения. Это удешевляет и упрощает ведение документооборота, доставку, хранение документов, а также снижает риски потерь важной документации во время пересылки.

Средства электронной подписи используются и физическими лицами. Их преимущество в возможности быстро подавать налоговые декларации, а также работать с порталами госуслуг, подавать заявления, открывать ИП и участвовать в различных торгах.

Использование электронной подписи необходимо и для обмена через интернет важными электронными документами.

Как проверить подлинность подписи

Чтобы проверить подлинность подписи и неизменность документа, воспользуйтесь любым из бесплатных сервисов:

  1. Портал «Криптопро».
  2. Сайт госуслуг.
  3. Сервис «Контур-крипто».
На сайте «Криптопро» укажите путь к подписанному документу и подписи в специальном окне, и программа выдаст результат
На сайте «Криптопро» укажите путь к подписанному документу и подписи в специальном окне, и программа выдаст результат

Что делать, если потеряли электронную подпись

Если вы потеряли ключ от подписи или его украли, сразу обратитесь в удостоверяющий центр или МФЦ, который выдавал вам сертификат. Центр отзовет ваш сертификат, чтобы его не могли использовать мошенники. Еще обязательно сообщите об этом контрагентам, чтобы они знали, что вашей утерянной подписью могут воспользоваться злоумышленники.

Еще по теме  Действителен ли протокол гибдд без подписи

Восстановить утерянный сертификат или ключ ЭП невозможно. Нужно получать новый: собирать документы и идти в удостоверяющий центр.

Сколько стоит электронная подпись?

— вид и область применения ЭП;

— политика ценообразования УЦ;

— регион выдачи ЭП.

— оформление и выпуск сертификата ключа ЭП;

— предоставление прав на работу со специализированным ПО;

— выдача  программных средств, необходимых для работы с ЭП;

— передача ключа защиты носителя электронной подписи;

— техническое сопровождение.

Как получить электронную подпись

Диапазон цен на выпуск электронной подписи для участия в электронных торгах колеблется в пределах 5-7 тыс. рублей.

Срок действия ЭЦП

Срок изготовления ЭП полностью зависит от вас самих, т.е. от того как быстро будет подготовлен и передан в УЦ необходимый пакет документов и произведена оплата данной услуги. Кто-то может получить ЭЦП за 1 час, а у кого-то на это может уйти от нескольких дней до одной недели. Но средний срок выдачи ЭЦП у большинства УЦ составляет 2-3 рабочих дня. Срок изготовления выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП в ИФНС составляет 5 рабочих дней. Поэтому заранее позаботьтесь о её получении.

Имейте в виду, что срок действия ЭЦП составляет ровно 1 год. Т.е. каждый год ЭЦП необходимо перевыпускать.  Продлить ЭЦП можно в том же УЦ, в котором вы её получали, или обратиться за выпуском в другой УЦ.

Пин-код ЭЦП

— для eToken это пароль– 1234567890;

— для ruToken и ruTokenЭЦП это: пользователь  – 12345678; администратор – 87654321.

После получения данного ключевого носителя и установки драйверов на свой компьютер вы можете эти пин-коды изменить.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, мне удалось ответить на все ваши вопросы. Если нет, то задавайте их ниже в комментариях. Ставьте лайки и делитесь информацией со своими друзьями и коллегами.

P.S.: Если вам нужна электронная подпись по отличной цене от проверенного Удостоверяющего центра, то оставляйте свою заявку здесь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector