Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Экзогамия — это… Что такое Экзогамия?

3. Функции семьи.

Семья
всегда выполняет целый ряд функций,
которые помогают в решении определенных
социальных задач.

1.Репродуктивная
функция.
Одна из основных задач любого общества
— воспроизводство новых его членов. При
этом важно, чтобы дети были физически
и психически здоровыми, имели способности
к обучению и социализации. Вместе с тем
важным условием существования общества
является регулирование рождаемости,
избежание демографических спадов или,
наоборот, взрывов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

2.Воспитательная,
функция социализации.
Давно известно, что для нормального,
полноценного развития ребенка семья
жизненно необходима, и ее нельзя заменить
никакими другими институтами или
общественными учреждениями.Именно
в семье осуществляется первичная
социализация индивида, закладываются
основы его формирования как личности.

Психологи и педагоги отмечают, что
если с рождения до трех лет ребенок
лишен достаточного количества внимания,
заботы, непосредственного эмоционального
контакта со взрослыми, то естественное
протекание формирования многих социально
значимых качеств детей нарушается,
растягивается на продолжительное время,
а в некоторых случаях блокируется
полностью, становится невосполнимым.

Во
многом падение воспитательной роли
семьи тесно связано с происходящими в
ней серьезными переменами. Пе­реход
от семьи традиционного типа к современной,
основан­ной на равенстве супругов,
привел к утрате непререкаемого ав­торитета
мужчины и снижению согласованности
воспитатель­ных воздействий родителей.
В современной семье нередки разные, а
то и взаимоис­ключающие понятия матери
и отца о воспитании, о том, как надо жить
вообще.

Социологи
выделяют несколько достаточно устойчивых
стереотипов
семейного воспитания.

Детоцентризм,
т.е.
всепрощение по отношению к детям, ложно
понимаемая любовь к ним. При таком
подходе дети вырас­тают избалованными,
не приемлют разумных запретов и
обя­занностей, в том числе и долга
перед родителями. Как правило, их
полностью обслуживают старшие члены
семьи. Подобная тенденция наиболее
характерна для тех семей, в которых
растет один ребенок и (или) воспитание
возложено на бабушек и де­душек,
которые оберегают своих внуков от
жизненных трудностей. В результате
вырастают эгоцентричные, инфантильные
молодые люди, не умеющие и не желающие
брать ответственность на себя.

Профессионализм,
т.е.
тенденция своеобразного отказа родителей
от воспитания детей под предлогом того,
что этим должны заниматься педагоги,
воспитатели-профессионалы в детских
садах и школах. Такие родители считают
своим долгом прежде всего, материально
обеспечить своих детей. К «воспитательным»
воздействиям они прибегают обычно лишь
тогда, когда ребенок провинился или
«мешает» им.

Чаще всего их воспитательные
воздействия имеют форму строгого
запрета, брани и даже телесных наказаний.
Таким образом, родители и дети оказываются
выключенными из жизни друг друга, уровень
доверительности в их общении минимален,
круг совместно об­суждаемых проблем
крайне узок. В силу этого у ребенка в
та­кой семье отсутствует опыт диалога
со взрослыми, слабо разви­та потребность
во взаимодействии со старшими, что
впоследст­вии может осложнить его
социальные контакты.

Прагматизм,
т.е.
воспитание, цель которого — выработка
у детей «практичности», умения «ловко
устраивать свои дела», ориентации,
прежде всего на получение непосредственной
ма­териальной выгоды.

В
семье главным образом воспитываются
дети. Но этим да­леко не исчерпывается
ее воспитательная роль. Семья оказыва­ет
огромное влияние на развитие личности
каждого ее члена, расширяя или, наоборот,
ограничивая пространство для
само­реализации не только детей, но
и взрослых.

3.Функция
сексуального регулирования.
Семья — это главный социальный институт,
через который общество упорядочивает,
направляет и регулирует естественные
сексуальные потребности людей. Вместе
с тем практически каждое общество имеет
альтернативные пути удовлетворения
сексуальных потребностей.

Несмотря на
то, что существуют определенные нормы
супружеской верности, большинство
обществ легко прощает нарушения этих
норм. Но часто нормы семьи разрешают
сексуальные связи супругов вне семьи.
Особенно наглядно различие норм
сексуального поведения проявляется в
отношении к добрачному сексуальному
опыту молодых людей.

Еще по теме  Дарение или завещание что дешевле

4.
Хозяйственно-экономическая функция.
Эта функция семьи охватывает различные
экономическая аспекты семейных отношений:
ведение домашнего хозяйства, составление
и использование семейного бюджета,
организацию семейного потребления,
проблему распределения домашнего труда,
поддержку и опеку над престарелыми и
инвалидами и т.д.

5.
Рекреационная функция (функция
эмоционального удовлетворения).Рекреационная
функция включает в себя и духовно-эстетические
моменты, в том числе организацию семейного
досуга и отдыха. К многочисленным
потребностям человека относится, в
частности, интимное общение. Психиатры
считают, что основной причиной
эмоциональных и поведенческих трудностей
в общении и даже физических болезней
является отсутствие любви, тепла и
полноценного интимного общения в
первичной группе, и прежде всего в семье.

Экзогамия - это... Что такое Экзогамия?

Благодаря
своей структуре и качествам, семья
служит самым важным источником
эмоционального удовлетворения.

6.Статусная
функция.Каждый
человек, воспитанный в семье, получает
в качестве наследия некоторые статусы,
близкие к статусам членов его семьи.
Это прежде всего относится к таким
важным для личности статусам, как
национальность, место в городской или
сельской культуре и др. Семья обязательно
должна осуществлять ролевую подготовку
ребенка к статусам, близким к статусам
его родителей и родственников, прививая
ему соответствующие интересы, ценности
и образ жизни.

7.Защитная
функция.
Во всех обществах институт семьи
осуществляет в разной степени физическую,
экономическую и психологическую защиту
своих членов. Мы привыкли к тому, что,
задевая интересы и безопасность любой
личности, мы задеваем и его семью, члены
которой защищают своего близкого или
мстят за него. В большинстве случаев
вину или стыд за человека разделяют все
члены его семьи.

Понятно,
что все функции семьи тесно взаимосвязаны,
но их соотношение и удельный вес могут
быть различными.

6.2. Работающие матери.

Исторически
мужчина выполняет роль добытчиков
средства существования, а женщина –
роль хранительницы очага, воспитательницы
детей. Но в последние несколько десятилетий
все большее число женщин, имеющих детей,
постоянно работает.

Экзогамия - это... Что такое Экзогамия?

В
связи с тем, что все большее число матерей
занято материальным обеспечением семьи,
все чаще выражается обеспокоенность
будущим детей. Считается, что работающая
мать не в состоянии обеспечить должный
уход за своими детьми, дать им внимание,
любовь, обогатить их внутренний мир. Но
«целый ряд исследований показывает,
что разница в развитии детей, чьи матери
работают, и детей, чьи матери сидят с
ними дома, в действительности совсем
невелика»[2].

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Все зависит от того,
удовлетворена ли мать своим положением
в семье, независимо от того, работает
она или нет. Женщина (мать), которая
довольна своей работой, не отягощенная
чувством вины и имеющая хорошую обстановку
в семье, будет справляться со своими
обязанностями не хуже, а, может быть,
даже лучше, чем неработающая.

Проблемы
с поведением детей и с их воспитанием
могут возникнуть в семьях, где матери
не работают, но хотели бы работать, или
там, где жизнь работающих женщин постоянно
протекает в атмосфере тревоги и давления.
Более того, работающие матери дают
своему ребенку возможность познакомиться
с несколько иной ролевой моделью,
отличающейся от традиционных представлений
о тендерных ролях и расширяющей область
компетенции женщин.

Россия
– одна из немногих стран, в которой нет
всесторонней программы по обеспечению
присмотра за детьми. В разных странах
мира дети воспитываются в самых
разнообразных условиях, и детские
учреждения – всего лишь одна из множества
возможных форм. Влияние детских дошкольных
учреждений зависит в некоторой степени
от того, сколько времени ребенок проводит
в таком учреждении, а также от качества
взаимодействия «ребенок – родители»
в тот период времени, который семья
проводит вместе.

7.2. Незарегистрированные пары.

В
последние десятилетия выросло число
взрослых людей, живущих вместе с
партнерами противоположного пола, не
связанными с ними узами родства или
брака. Социологические исследования,
проведенные Фондом «Общественное
мнение» в июле 2008, показывают, что 9%
опрошенных живут вместе без регистрации
брака.

Еще по теме  Максимальные и минимальные размеры земельных участков || Предельные максимальные размеры земельных участков

Резкое увеличение численности
и общей доли незарегистрированных пар
объясняется тем, что подобный жизненный
стиль становится социально приемлемым.
Так тот же социологический опрос показал,
что 57% опрошенных относятся нейтрально
к парам, которые живут вместе без
заключения официального брака;

Пары,
не вступавшие в брак, но ведущие совместную
жизнь, вряд ли более свободны от проблем
денег, секса и работы по дому, чем
традиционные супружеские пары.
Сожительствующие пары испытывают многие
из тех же проблем, с которыми сталкиваются
зарегистрированные супруги. При этом
сожители чувствуют себя не столь
стабильно, как женатые пары и соответственно
не так уверены в своей способности
справляться с трудными ситуациями.
Возможно, эта нестабильность и объясняет
повышенное количество случаев жестокости
и насилия среди сожительствующих пар.

2.3. Формы проживания супружеских пар.

Экзогамия - это... Что такое Экзогамия?

По
пространственно-территориальной
локализации (то есть в зависимости от
того, какое место проживания выбирает
молодая супружеская пара после свадьбы)
семьи бывают патрилокальными
— молодожены поселяются в доме семьи
мужа; матрилокальными,
где дочь с мужем остаются жить у родителей
жены.

В
России молодые пары чаще всего выбирают
неолокальную
модель – молодая семья отделяется и
живет независимо от родителей и других
родственников.

2.4. Формы брака.

Брак
можно определить как социально одобренные
образцы поведения, с помощью которых
два или более людей составляют семью.
Заключение брака предполагает не только
воспроизводство и воспитание детей,
ведение совместного хозяйства, но и
множество других прав и обязанностей.
При этом каждое общество развивает
собственную систему образцов поведения
в семье, и эти образцы исторически
обусловлены и имеют ярко выраженную
экономическую основу.

когда мы считаем,
что люди с другой культурой думают и
чувствуют, как и мы. «Девушка в классическом
Китае или современной Японии, например,
считает странным выходить замуж за
человека, не выбранного ее родителями»[5].
Таким образом, с позиций этноцентризма,
мы считаем ущемлением прав молодых
людей в других обществах тот факт, что
при выборе партнера они не имеют свободы,
а они жалеют наших молодых людей, лишенных
родительской опеки.

Что говорят ученые?

Начиная с XIX столетия институтом брака вплотную занялись социологи. Одним из первых был Мак-Леннан. В XIX веке им была представлена версия разделения всех первобытных сообществ на экзогамные и эндогамные племена. Он объяснял генезис появления внешних браков традицией народов убивать девочек, обременявших борьбу за выживание.

Возникала потребность хищения женщин — практика, которая превратилась в религиозно-социальную норму. Однако народности, жившие изолированно от враждующих соседей, не поддерживали этот обряд и сохраняли эндогамность. Несовершенство этой концепции прослеживается в тождественности эндогамности и экзогамности групп, при этом не было четких определений существующих явлений.

экзогамия это

Следующий ученый, занявшийся проблемой, был американец Льюс Генри Морган. Он выяснил истинную суть законоположений, доказав, что нет резких разграничений между обоими постулатами. Это лишь две стороны одного и того же феномена. Изучение родовых общин подтвердило, что экзогамен именно клан, другие роды племени имеют право на внутренне замужество. Отсутствие сходства мнений о формировании экзогамии основано на том, что авторы предложенных теорий не раскрывают объективной логики процесса.

Как все начиналось

У первобытных людей была гаремная семья, в которой процессом размножения управлял вожак. Отношения были беспорядочными, детей воспитывали все члены общества. Среди мужчин происходила постоянная борьба за своих женщин. Это мешало подъему производительности труда, ведению хозяйства. Для устранения раздоров создается общая воля, прежние отношения между полами переходят в статус эндогамных.

Союз внутри группы, вызванный стремлением сохранить собственность в пределах клана, приводит к кровосмешению и вырождению. Позднее властью секс разрешался исключительно после охоты и приравнивался к праздникам. Обычай имел место до XIX века. Отношения приняли иную форму брака: таким образом приходим к выводу, что экзогамия — это вето на слияние родственников, поиск партнеров в чужих племенах.

Еще по теме  Пособия на второго ребенка неработающей

Кто главнее — папа или мама?

Существует концепция, что первый тип экзогамии возник в период матриархата, когда главой рода считалась мать, а счет кровных уз велся по материнской ветви. Это было в дни, когда женщина добывала пищу способом собирания плодов, ягод, насекомых и мелких животных.

Матриархат делится на три вида:

  • матрилокальный — муж живет на территории супруги;
  • дислокальный — молодожены продолжают жить каждый в своем племени;
  • неолокальный — новобрачные живут независимо, вне своих общин.

Второй формой экзогамии была эпоха патриархального супружества (патрилинейность), где степень родства осуществлялась по мужской линии, а жена проживала у супруга.

Реформы

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Улучшение социальных условий привело к необходимости выживания небольшими ячейками, а не кланами. Стали рождаться парные семейства, которые самостоятельно вели домашнее подворье и растили детей. Развитие экзогамии было осложнено появлением таких условий, как похищение жен, внесение калыма сначала роду, потом родителям нареченной.

Существует три наиболее распространенных гипотезы причин образования экзогамии:

  • избежать печальных итогов кровнородственных связей;
  • расширение контактов, сотрудничества с другими фратриями;
  • сохранение социального мира в семье.

Традиции

Чтобы понять, как происходит бракосочетание при экзогамии, обратимся к истории. Главное требование: брачующиеся не должны быть членами одного сообщества. Это правило повышает шансы выбора второй половины, интеграция открывает границы между расовыми кланами. Трудности связаны с адаптацией к новым ценностям, ритуалам, регламентирующим жизненные функции.

Предшествующая конфронтация и предубеждения осложняют процессы межкультурной терпимости. Доказано и обратное: общество с развитыми миграциями более толерантно. Браки совершаются без пышных обрядов, помолвка у племен низшего уровня развития не встречается. Свадебные торжества включают в себя передачу выкупа и даров, разыгрываются мнимые бои, переступание через огонь, связывание рук жениха и невесты. Некоторые народы считают заключение таинства полноценным, если соблюдены все церемонии, другие признают его законным только после рождения ребенка.

Эволюция

Дуальная организация — это название системы раннего родоплеменного коллектива, образовавшегося в результате появления родового строя. Она определялась соединением двух экзогамных кланов и рождением эндогамного племени. В ходе развития и сегментации первичных родов дуальное объединение перевоплотилось в структуру двух экзогамных фратрий, объединявших четные по количеству группы дочерних кланов.

Говоря проще, дуальная экзогамия — это вступление в брак только с представителями определенного рода с целью избежать междоусобных конфликтов. Причинами нововведений были страх дефлорационной крови, охотничий образ жизнедеятельности, неприязнь к кровосмесительству, предупреждение внутренних разногласий.

Как все происходило?

Алгоритм дуальной экзогамии довольно прост: заключался договор с взаимными правами и обязанностями. Было запрещено не только вступать в интимные связи с членами своей группы, но и возлагались обязательства искать партнера непременно в союзном клане. Сущность новой трактовки группового брака заключалась в том, что это был не союз индивидов, а объединение целых групп как целостного образования.

Заключение

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Семья — институт, который характеризуется супружеством, родительством, родством. Вопросы возникновения и изменения семейно-брачных отношений веками занимали умы человечества. Тем не менее осталось много спорных вопросов. В ходе развития совершенствовались нормы регулирования отношений полов. Социально-экономические реформы видоизменяют функции семьи, но основная миссия — продолжение рода — актуальна и для нынешнего поколения. А экзогамия — это одна из наиболее адаптированных моделей брачных уз и перспективных форм для продолжения человеческого рода.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector